Методическая работа
Тема методической работы МАОУ СОШ № 42
Цель методической работы
Задачи методической работы раскрывают поставленную цель по блокам
1. Обновление содержания образования через:
- реализацию ФГОС НОО, ФГОС ООО в штатном режиме:
- дальнейшую реализацию системно-деятельностного подхода в обучении; личностно-ориентированного образования; индивидуализация работы с учителями, учащимися и родителями c целью реализации внешнего и внутреннего социального заказа, совершенствования системы открытого образования;
- вариативность образовательных линий УМК, профилей образования и элективных курсов;
создание насыщенной информационно-образовательной среды, использование информационных технологий как средства повышения качества образования;
- расширение сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей для организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС;
- совершенствование внутришкольной модели системы оценки качества образования; организация общественной экспертизы деятельности.
2. Дальнейшее развитие кадрового потенциала через:
- активизацию работы по развитию творческого и инновационного потенциала учительского корпуса за счет дальнейшей реализации мер стимулирования;
- создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов через их участие в профессиональных конкурсах, создание авторских педагогических разработок, проектно-исследовательскую деятельность, обучающие семинары,вебинары и курсовую подготовку;
- продолжение работы по обобщению и транслированию передового педагогического опыта творчески работающих учителей через организацию и проведение методических недель, педагогических советов, открытых уроков, мастер-классов.
- обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования.
3. Совершенствование системы поддержки одаренных детей через:
– выявление и развитие детской одарённости и поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
- реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах интеллектуально-творческой деятельности;
- формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, предоставление им оптимальных возможностей для реализации индивидуальных творческих запросов через активизацию работы по организации проектно-исследовательской деятельности.
Функции методической работы
Необходимость решения перечисленных задач вытекает из непосредственных потребностей самой школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическим материалом, в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ними задач.
Названные функции можно считать основными, если не перечислять ряд важных функций, относящихся к самому учителю. Прежде всего благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе; обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным; обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру; методическая работа играет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.
Формы методической работы
- Педагогические советы.
- Открытые уроки.
- Мастер-классы.
- Творческие отчеты.
- Методические недели.
- Методические семинары.
- Обобщение опыта.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства.
- Педагогические чтения.
- Работа школы молодого специалиста.
- Наставничество.
- Работа научно-методического совета.
- Работа учителей над темами по самообразованию.
- Аттестация учителей.
- Предметные недели.
- Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.
- Участие в работе муниципальных ассоциаций учителей-предметников.
- Создание портфолио.
Важным направлением работы методических объединений и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации и стимулирование педагогов школы к аттестации на более высокие квалификационные категории.
Педагоги школы обобщают и распространяют свой педагогический опыт через создание методических пособий, участие в муниципальных мероприятиях, публикации методических разработок на сайте школы, на всероссийских сайтах, создание собственных сайтов.
Реализуя задачи приоритетных национальных проектов, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами, собственным потенциалом, необходим выход школы за пределы собственного образовательного пространства. Считаем, что ресурсом развития нашей школы является и участие педагогов в конкурсах разного уровня в целях развития потребностей каждого участника образовательного процесса в личностном росте в испытании ситуации успеха.
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является школьное методическое объединение (ШМО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
В ходе работы МО учителей-предметников решаются следующие задачи:
- Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- Отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости преподавания;
- Обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
- Организация экспериментальной работы по предмету;
- Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы;
- Изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля или воспитательного процесса;
- Обобщение передового опыта учителей и внедрение его в практику работы;
- Проведение смотров кабинетов, конкурсов профессионального мастерства среди педагогов МО;
- Организация взаимопосещений уроков по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом;
- Организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками по предмету;
- Выработка единых требований к оценке результатов освоения программ по предмету;
- Проведение отчетов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
- Организация внешкольной работы с обучающимися по предмету;
- Работа по приведению средств обучения по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.
Состав методических объединений
Методическое объединение учителей политехнического и естественнонаучного цикла:
- Байдикова Наталия Владимировна, учитель информатики
- Безкостюк Галина Алексеевна, учитель математики
- Брылева Елена Сергеевна, учитель физики
- Небера Любовь Леонидовна, учитель биологии
- Плеханова Татьяна Валентиновна, учитель географии
- Волошина Ксения Юрьевна, учитель химии
- Ситникова Анастасия Юрьевна, учитель географии
- Библенко Екатерина Алексеевна, учитель математики (д/о)
- Корнилов Станислав Александрович, учитель математики
- Радевич Анастасия Владимировна, учитель математики
- Шмидт Елена Дмитриевна, учитель химии
- Кутузова Екатерина Сергеевна, учитель информатики
- Хаминова Людмила Феликсовна, учитель математики
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла:
- Верина Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы
- Морозова Мария Сергеевна, учитель истории и обществознания
- Серазитдинова Лилия Зиннуровна, учитель русского языка и литературы
- Скрипниченко Лидия Петровна, учитель русского языка и литературы
- Тарасова Эльмира Сергеевна, учитель истории и обществознания
- Гоняев Бория Владиславович, учитель истории и обществознания
- Тетерина Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
- Чмелева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Методическое объединение учителей иностранного языка:
- Вендрова Ирина Зиновьевна, учитель английского языка
- Калмакова Светлана Анатольевна, учитель немецкого языка
- Мальцева Анна Викторовна, учитель немецкого языка (д/о)
- Джакишева Рената Артуровна, учитель английского языка
- Попова Светлана Анатольевна, учитель английского языка
Методическое объединение учителей художественно-спортивного цикла:
- Денисова Елена Ивановна, учитель ОБЖ
- Игнатов Михаил Александрович, учитель технологии
- Лещинская Лариса Георгиевна, учитель технологии
- Махлай Люция Ильдусовна, учитель физической культуры
- Панова Вера Викторовна, учитель физической культуры
- Золотухина Ирина Анатольевна, учитель музыки
- Сваровская Наталья Сергеевна, учитель физической культуры
- Дударев Иван Владимирович, учитель физической культуры
- Клочек Александр Юрьевич, учитель физической культуры
Методическое объединение учителей начальных классов:
- Журавлева Ирина Владимировна, учитель начальных классов
- Величко Нелли Германовна, учитель начальных классов (д/о)
- Гурдина Марина Анатольевна, учитель начальных классов
- Королёва Инна Владимировна, учитель начальных классов
- Попова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
- Кистенева Римма Александровна, учитель начальных классов
- Малаховская Наталья Викторовна, учитель начальных классов
- Маркова Марина Владимировна, учитель начальных классов
- Реморова Валерия Сергеевна, учитель начальных классов (д/о)
- Тютюник Мария Игоревна, учитель начальных классов (д/о)
- Чистова Любовь Николаевна, учитель начальных классов
- Юферова ЕленаАлександровна, учитель начальных классов
- Яковлева Елена Сергеевна, учитель начальных классов
- Колупова Олга Германовна, учитель начальных классов
- Гиззатуллина Таьтяна Николаевна, учитель начальных классов
- Даниленко Елена Владимировна, учитель начальных классов
Учебно-вспомогательный персонал
- Дегтерева Наталья Ивановна, педагог-психолог
- Кузнецова Ирина Андреевна, педагог-психолог
- Зорина Кристина Алексеевна, педагог-психолог
- Иванова Ангелина Александровна, педагог-психолог
- Бизина Наталия Валерьевна, учитель - логопед
- Королева Инна Владимировна, учитель - логопед
- Яцковская Наталья Валерьевна, учитель - логопед
- Горева Ангелина Евгеньевна, учитель - логопед
- Голик Наталья Петровна, старшая вожатая
- Фарышева Галина Федоровна, педагог - библиотекарь
- Баянов Руслан Азирович,инженер по ТСО и ЭВМ
Основные формы работы в МО:
- Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс.
- «Круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей.
- Заседания МО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся.
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
- Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.
- Изучение и реализация в образовательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта.
- Проведение методических месячников, недель, дней.
- Взаимопосещение уроков.
- Контроль качества проведения учебных занятий.
Документы федерального уровня
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15.12.2022 №Р-303 О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. №Р-174
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10.12.2021 №АЗ-1061/08 О формировании методического актива
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15.11.2021 № Р-307 О признании утратившим силу распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 года №Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
- Письмо заместителя Министра просвещения Российской Федерации А.В. Зыряновой от 08.11.2021 №АЗ-872/08 О направлении методических рекомендаций
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 27.08.2021 №Р-201 Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 04.02.2021 №Р-33 Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 №Р-174 Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 №Р-76 Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №3273-р Об основных принципах национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста
Документы регионального уровня
- Приказ ТОИПКРО от 08.11.2022 №145-ос Об утверждении состава регионального методического актива Томской области
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.10.2022 №1788-р Об утверждении Положения о региональном методическом активе Томской области
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 14.03.2022 №311-р О региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Томской области
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 20.01.2022 №67-р О внесении изменения в распоряжение Департамента общего образования Томской области от 26.02.2021 №308-р
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 26.02.2021 №308-р О реализации мероприятия по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Модель сетевой методической службы Томской области на 2020-2024 г. Приложение 2 к распоряжению Департамента общего образования Томской области от 23.03.2020 № 236-р
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 08.06.2020 №458 -р О работе по развитию и совершенствованию механизмов управления качеством образования Тоской области
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 23.03.2020 №236-р О совершенствовании деятельности региональной и муниципальных методических служб
- Приложение №1 Дорожная карта по развитию системы методической работы Томской области
- Приложение №2 Модель сетевой методической службы Томской области на 2020-2024 г.
- Примерное положение о муниципальной методической службе
- Приложение №3 к Модели сетевой методической службы Томской области «Региональные показатели по обеспеченности методической помощью педагогических работников образовательных организаций Томской области (в форме самообследования)
- Приложение №4 к Модели сетевой методической службы Томской области Мониторинг деятельности муниципальной методической службы (ММС)
Документы муниципального уровня
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 20.07.2023 г. №767-р «О присвоении статуса стажировочной площадки образовательным организациям г.Томска на 2023-2024 годы«
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 20.07.2023 г. №766-р "Об организации деятельности Школы молодого педагога в 2023-2024 учебном году"
- Приказ департамента образования администрации Города Томска от 20.07.2023 г. №344 «О назначении руководителей методических объединений образовательных организаций города Томска»
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 04.07.2023 г. №718-р "Об организации деятельности муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов города Томска в 2023-2024 учебном году"
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 04.05.2023 г. №477-р «Об организации работы на присвоение статуса муниципальной стажировочной площадки образовательным организациям г. Томска«
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 13.02.2023 № 86-р Об организации муниципального методического актива г. Томска
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 27.10.2022 № 1053-р О вненсении изменений в распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 03.10.2022 № 929-р О присвоении статуса муниципальной стажировочной площадки общеобразовательным организациям г Томска в 2022-2023 учебном году
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 03.10.2022 г. № 929-р О присвоении статуса муниципальной стажировочной площадки общеобразовательным организациям г. Томска в 2022-2023 учебном году
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 03.10.2022 г. № 926-р Об организации деятельности Школы молодого учителя в 2022 — 2023 учебном году
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска №735-р от 17.08.2021 г. «Об утверждении муниципальной программы «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томска» на 2021 -2024 гг»( молодые педагоги)
- Приложение к Муниципальной программе «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг.»
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 14.05.2021 № 420-р О модели сетевой методической службы г.Томска на 2021-2024гг
- Приказ департамента образования администрации Города Томска от 04.10.2020 № 466-р О назначении руководителей методических объединений образовательных организаций г. Томска
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 17.09.2020 № 662-р Об утверждении положения о муниципальном методическом совете, положения о муниципальном методическом объединении, положения о районных методических объединениях педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей ОУ
- Муниципальная сеть «Молодой специалист»
Документы школьного уровня
- Приказ "Об утверждении научно-методического совета школы"
- Приказ "Об организации методической службы"
- Приказ "О составе методической службы"
- Положение о методической работе МАОУ СОШ №42 г. Томска.
- Положение о методическом дне учителей-предметников МАОУ СОШ №42 г. Томска.
- Положение о методическом объединении учителей-предметников МАОУ СОШ № 42 г.Томска
- Положение о методической работе МАОУ СОШ №42 г. Томска.
- Положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 42 г.Томска
- План научно-методической работы школы на 2023-2024 учебный год
- Анализ научно-методической работы школы за 2022-2023 учебный год
Наставничество
В МАОУ СОШ № 42 г.Томска организована целевая модель наставничества.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
В модели наставничества существуют 2 основные роли:
- НАСТАВЛЯЕМЫЙ (обучающийся (10 -15 лет), молодой специалист/педагог)
- НАСТАВНИК (обучающиеся (15-18 лет), выпускники, педагоги, работодатели (сотрудники предприятий)
Организованы 2 основные модели наставничества
1) УЧЕНИК-УЧЕНИК
СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИК В ДАННОЙ ПАРЕ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
- проектная деятельность,
- классные часы,
- внеурочная работа,
- подготовка к мероприятиям школьного сообщества,
- волонтерство, подготовка к конкурсам, олимпиадам
2) УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ
СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИК В ДАННОЙ ПАРЕ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
- консультации,
- взаимопосещение уроков,
- конкурсы,
- курсы,
- творческие мастерские,
- школа молодого учителя,
- серия семинаров,
- разработка методического пособия.
3) УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК
СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИК В ДАННОЙ ПАРЕ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
- консультации,
- творческие мастерские,
- анкетирование,
- личные встречи,
- серия семинаров,
- конференция,
- проектная деятельность.
Целевая аудитория — обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций системы общего образования; родители (законные представители); педагогические коллективы общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Томской области.
Цель программы: формирование эффективной системы наставничества для поддержки, самоопределения, профессиональной ориентации и самореализации обучающихся 5-11 классов образовательных организаций системы общего образования.
Задачи программы:
- создать условия для раскрытия личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;
- создать условия для осознанного выбора профессии обучающимися и формирования компетенций для построения успешной карьеры;
- создать условия для привлечения студентов организаций профессионального и высшего образования в качестве наставников в различных сферах деятельности обучающихся;
- создать условия для привлечения представителей предприятий (организаций) в качестве наставников в различных сферах деятельности обучающихся;
- создать канал эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом между наставниками и наставляемыми.
Наставничество педагогов
Цель: совершенствование психолого-педагогической, научно-методической компетентности учителей, повышение их общей и профессиональной культуры, обновление научно-теоретических знаний.
Задачи:
- оказать методическую поддержку в адаптации молодых учителей/студентов в коллективе;
- определить уровень его профессиональной подготовки;
- выявить затруднения в педагогической практике у педагогов со стажем работы более 0 лет;
- формировать творческую индивидуальность молодого учителя; создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
- развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию;
- развивать навыки межпредметного и межшкольного сотрудничества.
Документы федерального уровня
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г № 145-р "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися"
- Федеральный проект "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование" (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)
Документы регионального уровня
- Региональный проект "Современная школа"
- Региональный проект "Успех каждого ребенка"
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р "О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися"
- Приказ ОГБУ "РЦРО" от 23.11.2020 г. № 331/1 "Об утверждении дорожной карты реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг."
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 13.04.2020 г. №305-р «Об утверждении региональной целевой программы развития системы наставничества в сфере общего образования Томской области»
Документы муниципального уровня
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска №735-р от 17.08.2021 г. «"Об утверждении муниципальной программы "Развитие наставничества в муниципальной системе образования "Город Томска" на 2021 -2024 гг" ( молодые педагоги).
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 28.06.2022 №645-р «Об организации деятельности муниципальных педагогов- наставников в 2022-2023 учебном году»
- Муниципальная программа "Развитие наставничества в муниципальной системе образования "Город Томск" на 2021-2024 гг." (молодые педагоги) (приложение № 1).
- Комплексный план мероприятий ("дорожная карта") по развитию наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг. (молодые педагоги) (приложение № 2).
- Список муниципальных педагогов — наставников на 2021-2022 учебный год (приложение № 3).
- Список муниципальных педагогов — наставников на 2022-2023 учебный год (приложение № 2)
- График проведения мероприятий муниципальными педагогами-наставниками в 2022–2023 учебном году для молодых педагогов г. Томска с целью обеспечения профессионального развития молодых педагогов, высокого качества результатов их педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями (приложение № 3)
- Положение о наставничестве на муниципальном уровне.
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 29.05.2018 № 428р "Об утверждении Положения о наставничестве на муниципальном уровне".
- Распоряжение ДО администрации Города Томска от 28.06.2022 г. № 644р «Об организации деятельности муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов города Томска в 2022-2023 учебном году»
- Приказ МАУ ИМЦ от 14.10.21 № 136 "Об организации деятельности Школы молодого учителя в 2021-2022 учебном году".
- Приказ МАУ ИМЦ от 20.09.2021 №116 "Об утверждении положений и планов работы профессиональных объединений педагогов ООО, ДОО, УДО":
- Положение о Школе начинающего педагога-психолога ДОО.
- Положение о Школе начинающего педагога-психолога ОУ и УДО.
- Положение о Школе передового опыта педагогов-психологов ДОО.
- Положение о Школе молодых учителей-логопедов, учителей-дефектологов ДОО, ООУ.
- Положение о Школе передового опыта учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
Документы школьного уровня
- Приказ МАОУ СОШ № 42 г.Томска "Об утверждении программы «Развития наставничества в МАОУ СОШ № 42 г.Томска на 2021-2024 гг.» № 367 от 01.09.2021 г.
- Положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 42 г.Томска
- «Дорожная карта» по развитию наставничества в МАО У СОШ № 42 г.Томска на 2021 – 2024 гг. (молодые педагоги)
- ПРОГРАММА «Развитие наставничества в МАОУ СОШ № 42 г.Томска на 2021 – 2024 гг» (молодые педагоги)
- ПРОГРАММА поддержки и сопровождения молодых педагогов в МАОУ СОШ № 42 г.Томска на 2021 – 2024 гг.
- ПЛАН мероприятий по поддержке и сопровождению молодых педагогов МАОУ СОШ № 42 г.Томска на 2021-2022 учебный год
Наставничество обучающихся
Документы федерального уровня
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г № 145-р «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)
Документы регионального уровня
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 13.04.2020 г. №305-р «Об утверждении региональной целевой программы развития системы наставничества в сфере общего образования Томской области»
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
- Региональный проект «Современная школа»
- Региональный проект «Успех каждого ребенка»
- Приказ ОГБУ «РЦРО» от 23.11.2020 г. № 331/1 «Об утверждении дорожной карты реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг.»
- Письмо РЦРО № 647 от 18.06.2021 г. «Методические рекомендации по отражению «Наставничества» в рабочих программах воспитания в образовательных организациях Томской области»
Документы муниципального уровня
Документы школьного уровня
Молодым педагогам
Советы молодому учителю
Совет первый. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.
Совет второй. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.
Совет третий. Помни о комплексном характере учительского труда. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он — эрудит, или он — хороший методист, или он — энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано.
Совет четвертый. Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные.
Совет пятый. Будь честным и правдивым. «Подумаешь, — скажешь ты, — я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно, каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность.
Совет шестой. Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации.
Совет седьмой. Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно "раскусят". Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай!
Методические материалы и разработки
- Карта оценки качества внеурочного занятия
- Карта контроля качества урока по ФГОС
- Лист взаимопосещения урока
- Новое и неожиданное о профориентации школьников для учителей: как помочь подросткам 8-11 классов определиться с профессиональным будущим? Все секреты здесь!
- Методические рекомендации по учебным предметам 1-9 классов
- Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
- Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования ФГ обучающихся
- Копилка примеров рефлексии на уроках
- Основные типы, схемы, структурные элементы уроков