МАОУ СОШ № 42 г.Томска
г. Томск
  • Психолого-логопедическая служба

    Психологическая служба

    Цель работы: создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.


     Задачи:

    1. Выявлять и отслеживать динамику психологического развития школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии.
    2. Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки учащихся в период адаптации, позволяющей им приспособиться к новым школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
    3. Создавать специальные социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
    4. Способствовать формированию у обучающихся повышению мотивации к самопознанию, саморазвитию и самоопределению с целью их дальнейшей социализации.
    5. Оказывать психолого-педагогическую поддержку всех участников образовательного процесса путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

    Педагоги-психологи реализуют поставленные задачи через организацию своей деятельности по следующим направлениям

    1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление статуса школьников: особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
    2. Консультативная работа со  всеми участниками образовательного пространства.
    3. Психологическое просвещение – формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей и обучающихся.
    4. Коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации, обучении и развитии. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной развивающей работы.
    5. Экспертная деятельность - экспертиза (образовательной среды, профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения, микроклимата в детских коллективах и педагогической среде, эмоционально-психологической составляющей образовательного процесса).  

    Изображения.

    Советы психолога

    Многие думают, что когда у них будет много денег и все прелести жизни, они станут счастливыми. Они не ценят то, что им дано сегодня и сейчас. Научитесь радоваться каждой минуте своей жизни, полюбите окружающих Вас людей, благодарите за то, что у Вас уже есть и тогда к Вам придет то, чего Вы хотите.

    Нужно научиться в любой неприятной ситуации находить все то, что дает тебе силы в жизни. Измени свое отношение к любой проблеме. Если уже что-то случилось, не нужно переживать, а лучше подумать, как решить проблему, ты можешь обратиться за помощью к близким людям: маме, папе, учителям. 

    Трудности в жизни есть всегда и у каждого. Преодолевая их, мы становимся сильнее.

    Измени свое отношение к проблемам, и они все реже будут приходить к тебе. 

    Порой человек переживает сильные неудачи. Самое главное - не замыкаться на проблеме, мучающей тебя. Вспомни, какое занятие приносит тебе хорошее настроение и попробуй отвлечься. Занимаясь любимым делом, ты постепенно забудешь о неудачах, из-за которых так страдаешь. Постарайся проводить больше времени с близкими людьми. 

    Когда ничего не ладится, махнув на все рукой, хочется сказать: "Все пропало! Я уже ничего не могу сделать!". Борись до конца, сделай все возможное и невозможное, для того чтобы преодолеть любые жизненные ситуации, упорство всегда приносит победу. 

    Научись сполна наслаждаться минутами жизни. Когда ты думаешь о чем-то плохом, сядь удобно, расслабься, закрой глаза и скажи себе: "Меня ничего не беспокоит. У меня все в порядке".  

    Учись на любую ситуацию смотреть с юмором, а для этого посмотри на себя со стороны. В любой ситуации в жизни можно найти что-то хорошее и смешное. Смотри на то, что с тобой происходит не с плохой стороны: «У меня все плохо», а с хорошей (например, если тебя облили супом, это плохо, но зато ты постирал одежду).  

    Не надо вспоминать прошлое. Прошедшие беды бессильны, они уже не могут обидеть тебя, забывай обиды и поражения, не вспоминай о том, чего уже не вернуть.  

    В самые трудные минуты нужно держать себя в руках. Думать о тех, кто тебя окружает, о своих родных. Самые плохие времена все равно проходят. И всегда находится решение любой проблемы. А жизнь только одна. 

    Мы не имеем права уходить из жизни сами. Свою жизнь надо любить и дорожить ею. Потому что нет на земле ни одного точно, такого же человека как ты. Радуйся жизни, небу, солнцу, облакам, улыбкам и радуге на небе. 

    Помни, что рядом есть всегда люди, готовые тебе помочь!
     

    Организации, осуществляющие работу с семьёй и детьми на безвозмездной основе (бесплатно)

    1. 8-800-2000-122 – круглосуточный телефон доверия;
    2. 89138400897 – Автономная некоммерческая организация Ресурсный центр «Согласие», пр.  Кирова, 49/1;
    3. 8(3822)72-02-09 – Муниципальное автономное учреждение Города Томска "Центр профилактики и социальной адаптации "Семья", ул. Вершинина, 25;
    4.  8(3822)43-05-32 – МАУ ИМЦ г. Томска, ул. Киевская 89;
    5. 8(3822)99-26-86 – центр «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел», пр. Кирова, 49, стр.1

    Профилактика буллинга

    Профилактика буллинга – это различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. 
    Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слушать. 
    Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете, может быть использована против них.
    Научите ребенка правильно реагировать на обидные слова и действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором, и уж тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный сетевой ресурс и удалить личную информацию, если не удается решить проблему мирным путем. Лучший способ испортить выходку буллира – игнорирование. 
    Подскажите и расскажите о таких возможностях сайта, как черный список или блокировка. 
    Убедитесь, что «виртуальная жизнь» не перешла в реальную. 
    ОСТОРОЖНО БУЛЛИНГ! 
    Памятка для родителей 
    БУЛЛИНГ — ЭТО КОГДА ОДИН ЧЕЛОВЕК НАМЕРЕННО И НЕОДНОКРАТНО ЗАСТАВЛЯЕТ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПЛОХО, И ПРИ ЭТОМ ЖЕРТВЕ ТРУДНО ЗАЩИТИТЬСЯ. Однако ситуация не считается БУЛЛИНГОМ, когда двое учащихся, у которых есть похожие сильные стороны, дерутся или спорят друг с другом. 

    БУЛЛИНГ это: 

    СЛОВЕСНЫЕ ОСКОРБЛЕНИЯ 
    ФИЗИЧЕСКИЕ ПОБОИ, ПОДНОЖКИ, ТОЛЧКИ 
    УГРОЗЫ 
    НЕПРИЛИЧНЫЕ ЖЕСТЫ 
    ВЫМОГАТЕЛЬСТВО 
    ИГНОРИРОВАНИЕ КОГО-ТО, ОСТАВЛЕНИЕ В СТОРОНЕ 
    ПОПЫТКИ ЗАСТАВИТЬ ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТЬ ЖЕРТВУ 
    ПИСАТЬ ИЛИ РИСОВАТЬ ГАДОСТИ ПРО КОГО-ТО 
    КИБЕРБУЛЛИНГ 
    ПРИЗНАКИ 

    Ребенок ВНЕЗАПНО теряет интерес к школе, ищет причины не посещать занятия. 
    Изменения в настроении и поведении. Ребенок, без видимых причин, становится замкнутым, мнительным, тревожным. 
    Часто болеет и жалуется на боли в животе, в груди, головную боль при отсутствии соответствующих симптоматике заболеваний, теряет аппетит 
    Частые нарушения сна. 
    Следы насилия 
    Повышенная раздражительность и утомляемость, 
    Появляются запросы на дополнительные деньги. 
    Отдает предпочтение взрослой компании, не общается со сверстниками. 
    Отказывается разговаривать на «неудобные темы». 

    ЧТО ДЕЛАТЬ: 

    1. Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей 
    2. Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. 
    3. Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации. 
    4. Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом. 
    5. Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва. 

    ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМИ ДЕЙСТВИЯМИ НЕОБХОДИМО: 

    1. Как можно скорее сообщить о проблеме классному руководителю. Вы, как родитель, можете попросить организовать встречу совместно с директором или завучем для системного подхода к преодолению буллинга благодаря сотрудничеству «родитель-учитель-администрация школы». 
    2.  Совместно с учителем должны быть приняты следующие действия: 
    • отличить буллинг от других форм насилия и агрессии; 
    • обозначить травлю не как индивидуальную проблему, а КАК ПРОБЛЕМУ КОЛЛЕКТИВА 
    1. ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ. Иногда ситуация травли оказывается морально и эмоционально сложной не только для ребенка, но и для родителя, поэтому не стоит пренебрегать помощью специалиста. 
    2. Если травля НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ, при посредничестве учителя (НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО) нужно связаться с родителями обидчика и поговорить с ними, в присутствии педагога, психолога и администрации школы. 
    3. Интересуйтесь имениями ситуации в школе у УЧИТЕЛЯ не реже раза в неделю. 
    4. ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ БЫТЬ УСТОЙЧИВЫМ К ТРАВЛЕ. 

    КАК БЫТЬ ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИНИЦИАТОР ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ? 
    ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАТОРА ТРАВЛИ: 
    ИМПУЛЬСИВНОСТЬ; 
    РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ; 
    ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ; 
    ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА; 
    ВРАЖДЕБНОСТЬ (АГРЕССИВНОСТЬ); 
    ОТСУТСТВИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ при внешнем соблюдении общепринятых норм и правил; 
    СКЛОННОСТЬ КО ЛЖИ ИЛИ ЖУЛЬНИЧЕСТВУ. 
    ЧТО ДЕЛАТЬ: 
    Четко назовите то, что происходит: «То, что ты делаешь — это насилие». 
    Попросите ребенка поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия, подробнее об этом можно поговорить с педагогом-психологом. 
    Обозначьте отношение к происходящему: «Это серьезная проблема, причем не только твоя, а всей группы (класса, компании). 
    Можно посмотреть вместе фильм о травле («Чучело», «Повелитель мух»). 
    Поддержите вашего ребенка в намерении измениться. Хвалите его за соблюдение установленных школьных правил поведения, скажите, что вы будете помогать ему изменить его поведение — продумайте план мероприятий, способствующих позитивным изменениям. 
    Позитивно проводите с вашим ребенком время. 
    Контролируйте. 
    Помогайте развивать социальные навыки (дружбы, взаимопомощи, ответственного поведения). 


    КАК БЫТЬ ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК СВИДЕТЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ? 

    1. Постарайтесь прояснить ситуацию: что и с каким ребенком (какими детьми) в классе конкретно происходит. Не менее важно (!!!) выяснить отношение вашего ребенка к происходящему: постарайтесь понять, поддерживает ли он (она) происходящее или же, наоборот, пытается активно вмешиваться, или же остается в стороне. 
    2. В случае, если ваш ребенок — один из «группы поддержки» агрессора — см. информацию выше «КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИНИЦИАТОР ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ» 
    3. В случае, если ваш ребенок не выступает в позиции «защитника» жертвы — в первую очередь поддержите его намерения и договоритесь о взаимодействии. Свяжитесь с классным руководителем и/или администрацией школы. Помните: ситуация травли в классе требует немедленного вмешательства, т.к. от ее последствий страдает весь коллектив. Однако не стоит напрямую связываться с другими родителями, не поставив в известность педагогический коллектив и администрацию. 
    4.  Наиболее аккуратно необходимо действовать в ситуациях, в которых ребенок сохраняет нейтралитет к происходящему — вероятнее всего, ребенок испытывает страх перед возможными действиями агрессоров. В этом случае очень важно сформировать единую позицию совместно с ребенком — необходимо прийти к соглашению о том, что травля в коллективе недопустима. 
    5. Важным шагом также может стать распространение научно-популярных материалов, рассказывающих о вреде и последствиях травли среди родительского сообщества в групповом чате или в рамках родительских собраний. Согласовывайте свои шаги с классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, администрацией школы. 

    ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ: 

    1. Обещать ребенку хранить в секрете, что его травят в школе. Первая и главная задача взрослых — признать проблему и сообщить о ней классному руководителю и зам. директора школы. Ни в коем случае нельзя замалчивать факты буллинга, только придав проблеме гласность, вы сможете ее разрешить. Индивидуальной работы и разговоров с ребенком тут недостаточно. 
    2. Не советуйте ребенку отвечать на агрессию агрессией. Очень часто родители 
    3. рекомендуют ребенку, который подвергается травле, «дать сдачу», «уметь за себя постоять». Родителю важно понимать разницу между единичной школьной дракой и регулярной систематической травлей. 
    4. По мнению австралийского эксперта Кен Ригби, многие хулиганы не являются физическими слабыми и не всегда отступают. Следовательно, ждут сопротивление жертвы, но конечным результатом может быть особенно тяжелое физическое избиение, продолжение и ухудшение ситуации с издевательствами. 
    5.  Напрямую выяснять отношения с одноклассниками, ребенком-буллер, а также, его родителями. Такими действиями вы можете подвергнуть ребенка большей опасности. К тому же, каждый родитель не всегда сразу признает вину своего ребенка, а наоборот будет защищать его и говорить, что он так поступить не мог. 
    6.  Не стремитесь делать скоропостижные выводы и принимать действия, не разобравшись. На данном этапе ваша задача заключается в получении объективной картины происходящего для скорейшего выхода из ситуации. 
    7. Не давайте советов школе, как поступить с одноклассниками-агрессорами — дождитесь и внимательно наблюдайте за действиями администрации и педагогического коллектива школы. 
    8. Чужие дети не зона вашей ответственности. Выслушайте предложения педагогического коллектива, задайте уточняющие вопросы, примите к сведению действия, которые нужно совершить вам и вашему ребенку и делайте то, что зависит от вас. Постарайтесь довериться классному руководителю и администрации. При выстраивании конструктивного диалога со школой работа над проблемой может вестись комплексно и, следовательно, более эффективно. 

    Говорите со своими детьми о том, что: 
    БУЛЛИНГ — ЭТО ВСЕГДА НЕПРАВИЛЬНО! НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАПУГИВАТЬ НИ ВАС, НИ КОГО-ТО ДРУГОГО! 
    ДАВАТЬ ФИЗИЧЕСКИЙ ОТПОР В СИТУАЦИИ ТРАВЛИ ОПАСНО!
     

    Методические материалы

    Логопедическая служба

    Цель работы: логопедическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе.

    Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:

    1. Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся.
    2. Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой.
    3. Предупреждение и профилактика речевых нарушений.
    4. Пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.

    Важность логопедических занятий.
    Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника. Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия.

    Основные задачи логопедических занятий:

    1. Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры.
    2. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
    3. Формирование лексико-грамматического строя речи.
    4. Совершенствование связной речи.
    5. Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

    Документы

    Найдено: 1

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике